20 мая 325 года по указу римского императора Константина Великого в Никею, расположенную недалеко от тогдашней столицы Восточной части империи Никомедии, съехались христианские епископы со всех концов мира. В Никее находился императорский дворец, который Константин предоставил для заседаний и размещения участников собора, который стал первым Вселенским собором в истории христианства. До этого духовные пастыри собирались тайно, в страхе перед властями языческой империи.
Почётным председателем на соборе стал император Константин Великий, который тогда не был ни крещёным, ни даже оглашённым и принадлежал к разряду «слушающих». По свидетельству Евсевия император действовал как «примиритель».
Поводом для созыва Собора стала ересь пресвитера Ария, который утверждал, что Иисус Христос был первым творением Бога-Отца и неединосущен Ему. Одним из оппонентов Ария выступил его же учитель епископ Александр Александрийский. Часть церквей подхватили учение Ария, часть – выступила против, что грозило расколом. Горячий диспут двух богословов затронул весь христианский мир и дошел до императора Константина, который лично вступил в переписку со спорщиками. Не искушенный в богословии император решил вынести спор на соборное обсуждение.
I Вселенский, или Никейский, собор длился более двух месяцев и собрал около 300 участников. На него приехали епископы даже тех территорий, которые не входили в состав Римской Империи: с Кавказа, из Скифии, Армении и Персии. Собор принял единый для всех христиан тезис о том, что Сын «единосущен Отцу» и утвердил обязательный для всех христиан Никейский символ веры. Все, кто отверг его, в том числе и арианские епископы, были объявлены еретиками и отлучены от церкви. Книги Ария были в тот же день сожжены.
Помимо прочего в ходе Собора было принято 20 канонов церковного управления и дисциплины, а также решен вопрос о дне празднования Пасхи. До этого торжество Воскресения Господня отмечалось одновременно с иудейской Пасхой. Выходным днем было объявлено воскресенье. Все это знаменовало окончательное размежевание христианства и иудаизма.
Впрочем, сам император принял христианство лишь на смертном одре. А крестил его… близкий друг и сподвижник Ария архиепископ Евсевий Никомедийский. Ария же Константин реабилитировал уже три года спустя, после Никейского собора по просьбе своей сестры Флавии Юлии Констанции, которая сочувствовала проповеднику.