6 мая 1527 – день разграбления Рима.
Вечный город не раз переживал нападения варваров, но самая странная история произошла с градом Святого Петра в 1527 году, когда центр христианства захватили и разграбили сами же христиане.
Дело в том, что в начале XVI века в раздробленной Италии велись постоянные войны, а римские папы в своей политике ловко лавировали между Францией и Священной Римской Империей. В апреле 1527 года во Флоренции разгоралось народное восстание против Медичи, по Италии бродило до 34 тысяч имперских наёмников — это были испанцы во главе с Шарлем де Бурбоном, немецкие ландскнехты , итальянские пехотинцы и отряды конницы под начальством принца Оранского. Императорская казна была пуста, и платить наёмникам было нечем. В поисках лёгкой добычи они неожиданно направились в сторону папской столицы — Рима. Внимание папы было занято событиями во Флоренции, а защитники города были немногочисленны — около 5000 ополченцев и швейцарская гвардия.
Императорская (католическая) армия (к которой примкнуло немало разбойников со всей Италии) 6 мая приступила к осаде Рима. Сложилась немыслимая доселе ситуация, когда христианское войско осадило город «наместника Христа на Земле». Среди осаждавших Рим было немало лютеран, хотя сам Лютер не одобрял это предприятие, но для них Рим был символом отступничества от христианских ценностей, погрязшим в грехах.
Мародеры убивали жителей, грабили церкви, вытаскивали драгоценности из реликвий, разрывали богатые захоронения. Папу Клемента VII выпустили из замка Святого Ангела только за баснословный выкуп в четыреста тысяч дукатов.
После разграбления столица итальянского Ренессанса превратилась в настоящую свалку, полную обездоленных и замученных людей. Как писал один венецианец: «В сравнении с нынешним состоянием Рима, даже ад — ничто».
Разграбление Рима многими христианами Европы было воспринято как кара за грехи пап и кардиналов, за отхождение от канонов христианства, а мародеров и убийц считали рукой Провидения, которая покарала разлагающихся изнутри священнослужителей. Мартин Лютер, публично осудивший разграбление Рима, тем не менее писал: «Христос сделал так, что император, преследовавший Лютера для Папы, уничтожил Папу для Лютера».