13 мая 1667 на заседании Большого церковного собора в Москве были осуждены старообрядцы.
Большой Московский собор проходил в несколько этапов и длился почти два года. Он одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. 15 мая перед собором предстал протопоп Аввакум, который отказался принести покаяние и был осужден на ссылку в Пустозерский острог. Все сторонники старых обрядов были объявлены еретиками. Собор обосновал необходимость предавать их гражданским казням, что в итоге привело к массовым пыткам, убийствам и гонениям на старообрядцев. Страна оказалась на грани религиозной войны.
Примечательно, что в ходе этого же Собора состоялся суд и над патриархом Никоном, которого с этой целью привезли из Воскресенского монастыря. Никон был осужден и лишен сана, с него сняли патриарший куколь и панагию и как простого монаха отправили в заключение в Ферапонтов монастырь.
Богослужебные реформы, начатые Патриархом Никоном для сближения русской церковной обрядности с греческой, привели к тому, что большая часть русского общества оказалась в оппозиции не только церкви, но и государственной власти. Старообрядцами была заимствована теория «трех отступлений», согласно которой Рим, Константинополь (приняв Ферраро-Флорентийскую унию), а теперь и Москва оказались во власти антихриста. Антихристом старообрядцы стали открыто называть царя, а «пастырей всех церковных в архиерейском сане» – отступниками. За свои убеждения они готовы были заплатить жизнью.
Все решения этого и других соборов XVII века, направленные против старых обрядов, были отменены лишь в ХХ веке – на Поместном Соборе Русской православной церкви 31 мая 1971 года.