17 ноября 1558 – коронация Елизаветы Английской.
После смерти королевы-католички Марии Тюдор на престол взошла её сестра – протестантка Елизавета I, дочь короля Генриха VIII и Анны Болейн. Папа Римский и католические монархи Европы объявили тогда Елизавету узурпаторшей, поскольку брак её отца и матери не был признан Римом. Тем не менее восшествие на престол Елизаветы было вполне законным. Когда бездетная королева Мария почувствовала, что дни её сочтены, она официально назначила своей наследницей именно Елизавету.
17 ноября – день воцарения Елизаветы – со временем превратился в национальный праздник, который отмечался до XVIII в. как триумф протестантской веры. С восшествием Елизаветы на престол была восстановлена англиканская Церковь и вновь принят «Акт о единообразии» богослужения, которое отныне должно было совершаться на основе «Книги общих молитв».
В начале своего правления королева предпочитала именоваться не «главой Церкви», а ее «верховной управительницей», но затем отбросила сомнения, связанные с тем, что женщина не может возглавлять Церковь. Статус королевы-девственницы подкреплял ее претензии на супрематию в церковных делах.
Осторожная религиозная политика позволила Елизавете сохранять гражданский мир в течение 20 лет, однако недовольных характером умеренного елизаветинского англиканства было достаточно как среди католиков, так и среди пуритан. Римский папа Пий V в 1570 даже издал буллу «Regnans in Excelsis» подвергнув королеву отлучению и призвав к ее свержению.
Тем не менее, в придворной среде сформировался своеобразный культ королевы. В растиражированных портретах и книжных иллюстрациях (включая иллюстрации к офиц. изданиям Библии) королеву обычно окружали такие символы как меч и книга – аллегорические фигуры христианских добродетелей. Ее представляли как главу Церкви и подательницу слова Божия, как протестантскую святую и правительницу, посланную Провидением для спасения «избранной нации», подобно благочестивым ветхозаветным царям.