25 июня 1530 лидеры Реформации – немецкие богословы во главе с Филиппом Меланхтоном – представили императору-католику Карлу V краткое изложение и защиту своих убеждений, которое получило название Аугсбургского исповéдания и стало центральным документом лютеранского учения.
Аугсбургское исповедание состоит из 28 вероучительных положений (артикулов). Разногласия с католическим учением в нем выражены весьма осторожно, поскольку Меланхтон по характеру был очень мягок и дипломатичен, а Лютер ещё лелеял надежду, что император созовёт Вселенский собор. В частности, в нем было сказано, что таинства — это орудия Святого Духа, коими Бог спасает людей, в крещении обретается благодать, следовательно младенцев следует крестить, а Христос истинно присутствует в хлебе и вине в момент Причастия.
Впоследствии, в латинском издании 1540 года, Меланхтон изменил учение о причащении в интересах сближения с кальвинистами, отчего получилось две редакции Аугсбургского исповедания. Во второй редакции Аугсбургское исповедание было подписано Кальвином и прочими немецкими реформатами, и из лютеранского исповедания веры превратилось в общепротестантское.
День Аугсбургского вероисповедания, отмечаемый ежегодно 25 июня, установлен в память этого важного исторического события. В этот день лютеранство получило статус официальной религии в Германии, а протестантизм отвоевал в ней право на существование.
50 лет спустя в этот же день 25 июня 1580 года в Дрездене широкой общественности была представлена Книга Согласия, изданием которой германские князья, депутаты и теологи подтвердили свою верность Аугсбургскому исповеданию в противовес слухам о том, что евангелическая догматика меняется каждый год. Книга Согласия подтвердила авторитет Мартина Лютера, который именуется в ней «героем» и «прекрасным человеком».