“Она родила сына-первенца, спеленала его и положила в ясли для скота, потому что в гостинице места им не нашлось“. Луки 2:7
В ранней церкви рождество не праздновали. А чего тут праздновать, если младенец родился в бедной семье? Это вон у богачей, знати и царственных особ рождение наследника – праздник на весь тогдашний мир, а рождение простого человека праздновать было особо некому. О рождении Спасителя нет ни одной архивной записи, что и понятно. Праздновать рождение человека в мир страданий тогда на ум не приходило ни родителям, ни родственникам. Может, поэтому, а может и по другим причинам, дата появления Иисуса на свет неизвестна. Ни даты, ни приблизительного времени, ни места. Но все-таки мы говорим о Царе царей и Господе господ, так что две истории его рождения у нас есть, а церковь все же стала праздновать его явление в мир. Сначала заодно с крещением. Тогда рождение и начало служения Иисуса отмечалось в один день и назывался этот праздник – Богоявление. А потом, спустя пару сотен лет появился отдельный праздник Рождества, который мы знаем и отмечаем до сих пор.
Пытаться представить себе сейчас, в каких условиях и обстоятельствах родился Иисус Христос,- занятие хотя и интересное, но довольно условное. Нам все равно этого не понять. Мы даже не знаем, ассистировал ли кто при родах или Мария рожала его самостоятельно, была ли теплая вода и хоть какие-то минимальные условия, при которых женщина могла родить более-менее спокойно. Но что нам точно известно – Иисус родился, как все простые люди.
Говорят, что исторический момент для прихода Мессии был выбран очень удачно. Мол, римский мир и все такое: дороги построены, границы прозрачные, инфраструктура для распространения благой вести сформирована. Но все-таки, если читать евангелия внимательно, такого ощущения не возникает. Как будто момент был выбран наиболее неудачно: оккупация, кругом кровожадные цари, бунтари или просто грабители, власти вытряхивают все до последнего гроша. Не просто так Иосиф должен быть идти на перепись в Иудею, никого особо не волновало, сколько народу где живет. Перепись нужна была прежде всего для сбора налогов. Такое себе мероприятие. И тот факт, что ему пришлось идти с женой на сносях, было не очень удачным решением, но деваться было некуда. Да и никто особо, похоже, не переживал по этому поводу. Надо, значит, надо… Встали и пошли. Если вдруг что, в поле родишь. А не получится и не выживешь – ну, такова, значит, воля Всевышнего, ничего не поделаешь.
Ну, слава Богу, дошли. А дальше-то куда? А никуда. Никто не захотел иметь с ними дело. С родичами все более-менее ясно. Принимать у себя такое “позорище” (а в их глазах, она опозорила не только свою семью, но и весь род Иосифа) никто не захотел. Но даже в такой замшелой дыре, как в кавычках “гостиница”, а по сути местный бомжатник и притон, им угла не нашлось. Пришлось ютиться на скотном дворе. И они это называют “удачным” временем…
Рожать без вспоможения – тоже дело 50/50. Можешь родить, а можешь и умереть на месте в мучениях вместе с ребенком. Кто и как принимал роды? Чем и где омыли ребенка? Во что завернули? Ответов-то нет. А первая кроватка Спасителя – камень. Да. Кормушка для скота из приятно пахнущей сосны? Ой, да ладно! Там, где дерево – почти на вес золота? Кормушка для животных – это углубление в камне. Вот и все.
А дальше – выживание. Если что, волхвы с золотом пришли сильно позже, а до этого времени пришлось как-то жить и выживать. У Иосифа профессия, вроде, и есть, но ее как бы и нет. Да, в народе потом говорили, что Иисус – сын плотника. Но слово “плотник” на языке оригинала означало либо человека, который работал с деревом, или попросту разнорабочего, подёнщика. И если так, то семье жилось очень трудно – каждое утро идти наниматься, а там уж как повезет.
А потом – бегство в Египет. Преследование властей. Скитания. И при первой возможности – возвращение в Галилею, место не ахти каких возможностей. Подальше от столиц, родни и больших денег.
С любой человеческой точки зрения время и место рождения Иисуса было выбрано максимально неудачно. Но именно всю эту совокупность времени, места и обстоятельств потом назовут “полнотой времен”. То есть единственно правильно выбранным историческим моментом для вмешательства Бога. Другого такого времени быть не могло. Почему? Потому что такое время выбрал Бог – другого объяснения не найти.
“Когда исполнилось назначенное время, Бог послал Своего Сына, рожденного женщиной и подвластного Закону, чтобы выкупить на свободу подвластных Закону и усыновить нас.” Галатам 4:4-5
Так с чего ж мы вслед за апостолом Павлом взяли, что “исполнилось назначенное время”, что момент божественного явления настал? Ну, хотя бы по последствиям: искупление случилось, усыновление состоялось! Как бы тяжко ни было Иисусу и его семье, все же Бог привел в действие наше с тобой спасение, и всей вечности не хватит, чтобы пережить радость этого момента.
Но, возвращаясь к земным событиям, связанным с Рождеством, хочется вот что сказать. Семья Иисуса, по тогдашним меркам, была “так себе”… О репутации этого семейства можно прочитать намеки в евангелиях. Жили бедно, у Иосифа были большие трудности с обеспечением семьи необходимым. Это особенно остро было еще и в том смысле, что его собственная большая семья его с Марией не приняла. И наследства Иосиф, если предположить, что оно вообще могло быть, скорее всего, лишился. Хлеб давался очень тяжело. Репутация у них была тоже не на высоте. А как могло быть иначе, если все вокруг обязаны были считать и думать, что Мария родила внебрачного ребенка… А ходить по соседям и рассказывать про ангелов, пастухов и волхвов не будешь, отнесутся понятно как. В таких условиях и рос наш с тобой Спаситель. Мне кажется, что и друзей-мальчишек у Иисуса, скорее всего, не было.
Но все-таки! Иисус родился в семье, и это бесконечно важно. В бедной, проблемной, униженной, но в семье! У него были мама и папа, и они сделали все возможное для его воспитания. И им это удалось, не смотря на весь ворох трудностей. Каждая семья может найти себя в Святом семействе. Даже если у вас все не ахти, но вы – семья! И пусть Рождество состоится в ваших отношениях!
Земному отцу Иисуса – Иосифу – было очень непросто. Сначала ему пришлось принять “чужого” ребенка. Не представляю, как ему это удалось и что он по этому поводу переживал. Но он первым принял Иисуса в самом буквальном смысле. А потом воспитывал, кормил, одевал, учил ремеслу. Как бы трудно ему ни было. Каждый муж и отец может узнать себя в нем. Даже когда ты сидишь и думаешь, что еще сделать, чтобы твоим детям лучше жилось. Где взять денег на еду, одежду, крышу над головой, на образование детей… А это бывает невыносимо трудно!
Маме Иисуса – Марии – было настолько трудно, насколько только возможно. Я беременная, а как он это воспримет? Поймет? Примет? Или уйдет? Назовет потаскухой и опозорит? Бросит одну, а семья меня уже никогда не примет и не подберет? И даже подружки больше “Машкой” никогда не позовут, а будут пальцем показывать и ставить в пример, как бывает, когда свяжешься не с тем. Где мы будем жить? Что мы будем есть? А куда он меня тащит? Я не дойду… Почему никто даже угла не даст? Ой, Иосиф, кажется, началось! Не на ступеньках же рожать. Господи, я же первый раз… Что делать? Каждая мать, которая хоть раз прочитала историю Марии, находит себя в ней…
А потом Марии суждено было (по всей видимости) лишиться кормильца и остаться вдовой. Ее семья стала неполной. Мы даже представить себе не можем, как тяжело было матери-одиночке. Каждая мать, оставшаяся без мужа, вне зависимости от причин, может найти себя и свое утешение у Марии.
История рождественской семьи – это искупление семьи. Это искупление детства, материнства и отцовства. Не знаю, смогла ли когда-нибудь Мария оглянуться назад и сказать “так было нужно”, или у нее навсегда остались вопросы. Но именно то время рождения Спасителя в такой вот семье мы называем “полнотой времени”.
В наших семьях тоже далеко не все бывает складно. Неожиданный или просто трудный ребенок, болезни, все проблемы нашего времени, включая тяжелый труд заботы о детях, заработка на жизнь, отношений, которые тоже от всего этого страдают. Но кто знает, может, это – наша с вами личная, но “полнота времени”. Может, именно сейчас Бог творит с нами что-то невероятно особенное, чего мы пока не видим. Спаситель родился в семье. Пусть и в наших семьях Спаситель тоже родится. Но для этого давайте просто останемся семьей. Как-то слишком многие семьи не выдерживают и рассыпаются, не дождавшись своей “полноты времен”. Пусть наши семьи сегодня станут домом для Спасителя. С Рождеством!
Дмитрий Ватуля
Главный редактор и соучредитель Свободного радио
svobodnoe.fm