Рождество близко! Обычно в рождественские дни читают тексты о рождении Иисуса и размышляют о боговоплощении. Но все-таки, на мой взгляд, крайне полезно видеть общую картину Божьего замысла именно в Рождество. Умиляться младенцу Иисусу имеет смысл, только если помнить, что Он – Христос и Спаситель. И сегодня об этом я и хочу напомнить, что Рождество – это запуск спасения.
Римлянам 3:21-25
«Но теперь явилась праведность Бога помимо Закона, хотя Закон и пророки свидетельствуют о ней, праведность Божья через веру в Иисуса Христа для всех верующих без различия, потому что все согрешили и лишены славы Бога и получают оправдание даром по его благодати (доброте) через искупление Христом Иисусом. Ему Бог предназначил стать жертвой умилостивления, кровью которой доказывается праведность Бога в отпущении прежних грехов.»
Мы живем в мире праведников и грешников. Всех так или иначе можно пытаться отнести к одной из этих категорий. Праведники – люди, поступающие в соответствии с Божьими требованиями, грешники же делают все наоборот: там, где нужно поступить, как хочет Бог, они поступают по-своему и усугубляют свое положение.
Бог, будучи праведным, рад принять праведных и вынужден отвергнуть грешных. Человек должен посвятить свою жизнь стремлению к праведности. В противном же случае, “нисходит гнев Божий с небес на всякий грех и зло людей, удерживающих истину в плену греха” (Рим. 1:18).
Ветхий Завет постоянно говорит о том, что Божья праведность и его гнев – синонимы. Если является праведность Божья, то вместе с ней приходит возмездие за грех. Праведнику – благословение и благоденствие, грешнику – наказание и уничтожение. Но по факту, «нет праведного ни одного», и всякий раз, когда приближается Бог, приходит и возмездие – гибнут целые народы, страны, нации, религии.
И все-таки… есть Закон, требующий беспрекословного исполнения. И это требование Бога: исполняй или умри. История показала, что такой подход не может сработать. Было бы здорово, если бы получилось, но человечество показало свою полную несостоятельность в вопросе достижения праведности. Не получилось даже у одного небольшого монокультурного и этнически обособленного народа, который выбрал Бог, чтобы продемонстрировать это.
Почему не получилось? Что нужно делать, чтобы получить вечную жизнь? Каким нужно быть и какие заповеди исполнить, чтобы Бог признал тебя праведным? Эти вопросы несостоятельны, потому что в них самих скрыта невозможность, роковой изъян. Но зачем тогда все?
“Потому что делами Закона не оправдается перед Ним никто из живущих” (Римлянам 3:20). Это звучит как приговор, и это он и есть. Ты никогда не сможешь стать праведным, следуя Закону Бога. Никогда. Многие пробовали. Либо отчаялись, либо погибли, либо просто махнули рукой. Невозможно! Почему нет? Потому что в Законе нет и не может быть силы, которая могла бы помочь тебе стать другим. Закон – свод принципов и правил, он просто обозначает грех и праведность, называет то и другое. Закон не волнует то, что ты пытался и не смог. Закон – определение греха. “Через закон приходит лишь осознание греха”.
Мы все так или иначе попробовали. Кто-то до обращения, кто-то после. Мы, на самом-то деле, всегда пытаемся. И результат один. Закон хорош, добр и свят. Но он просто свод правил и санкций за нарушение. Его не волнует, спасешься ты или нет. У него другая задача. Он хорош, но вопрос в том, а хорош ли ты. Оказывается, не очень.
Наступает такой момент, о котором апостол Павел писал как о “полноте времен”, то есть время пришло, настал единственно правильный исторический момент, когда было уже “пора”. Когда стало окончательно понятно, что нам на небо самим не взобраться, и Богу придется найти решение нашей главной проблемы самому. Рождается Иисус, который будет нашим Христом… для всех, для каждого человека в истории.
Почему так случилось? Приговор был бы вынесен и приведен в исполнение, если не то самое “но”, которое перевернуло и опрокинуло всю эту конструкцию. Любовь Божья. Нам никогда не понять, как же это вообще возможно. Но именно его любовь и есть причина жизни и спасения. Иисус рождается в нашем мире, чтобы каждый из нас, потерявших полностью самоуважение из-за греха, увидел, насколько Бог признает нас достойными и любимыми, что отдает нам своего Христа.
Рождение Иисуса – смысл и содержание радостной вести, которая выражена таким словом: “Но теперь Бог открыл людям путь избавления от вины помимо Закона” (Рим. 3:21). Помимо Закона… есть другой путь, Бог не бросил идею спасения человека.
“Это оправдание через веру в Иисуса Христа – для всех, кто верит, без разницы: все согрешили и все лишены сияния Божьей Славы. И все оправданы даром, по Его доброте, через Иисуса Христа, выкупившего их на свободу. Бог предназначил Ему стать жертвой, кровью которой будут очищены все поверившие Ему”. Лишены славы Божьей. Лишены Его самого. В древности была легенда, что сотворенный Богом человек светился в буквальном смысле этого слова. Светился, как светится Бог, ну или немного похоже. С первым грехом человек это свечение утратил. Мы погасли. Нас отключили от источника света. И это сравнение здорово описывает то, как мы, люди, себя чувствуем перманентно. Внутри что-то погасло.
Но спасение есть, оно случилось, произошло. О него спотыкались, им злоупотребляли, его забывали и игнорировали, но никто не смог его уничтожить. Все люди в равных условиях – все согрешили. И путь для всех нас один и только один. Единственная надежда. Бог оправдывает, то есть признает праведным, принимает к себе, освобождает от груза вины каждого человека, кто просто поверит Богу, поверит Христу.
Теперь каждый человек вне зависимости от религии, культуры, воспитания и греховного багажа может поверить и получить оправдание, спасение, жизнь. Даже если ты ребенок и у тебя вся жизнь впереди, даже если ты старик на смертном одре. Поверить может каждый.
Почему так? Потому что Христос исполнил то, что Богом было предназначено: Он стал нашим искупителем, освободителем. Нам до конца не понять, как это сработало, но принять это мы все же в силах.
Остается вопрос: а что же теперь делать? Если от нас, кроме веры, ничего не требуется, то дальше-то что? Всегда хочется что-то сделать, доделать, подкрутить, руки-то чешутся. Но в нашем случае руки лучше держать при себе. Любая попытка в истории как-то дописать историю спасения оканчивалась полной химерой.
И остаются лишь только две вещи: радость и благодарность.
Дмитрий Ватуля
Свободное радио
https://svobodnoe.fm