Когда Иисуса не стало в земном виде, его ученикам, должно быть, представилось несколько возможностей. Одни засомневались, другие ушли, но верные остались и стали собираться вместе, чтобы понять, что будет дальше и как дальше жить. Нетипичная ситуация. Обычно лидер, который создает движение или общину, остается во главе и всем все ясно: он руководит, все остальные следуют его руководству. А тут все иначе. Лидер ушел и не оставил четкой программы, инструкции, руководства к действию. По сути его завет был один: ждите. А чего ждать, не сказал, от ответа на важные вопросы уклонился. Примерно так (или не совсем так) начиналась новая эпоха. Зарождалось не движение, не секта, не община, а новое явление.
Хотя… Еще достаточно долго сообщество последователей Иисуса мыслило себя продолжателями его земного дела. Каких-то пару сотен лет и получаем всю атрибутику: разработанное богословие, порядок и регламент, иерархия, обряды и все, что с этим связано (сильно упрощаю, конечно). Но ведь уже в первом поколении, когда появился альтернативный центр евангелия в Антиохии (читаем Деяния внимательно), сразу появилось и напряжение: «Кто такие? Мы туда никого не отправляли и санкций не давали». Но об этом в другой раз.
Формализация наступила достаточно быстро. Она не могла не случиться. Систематизация учения в условиях централизации церковной власти. Какой сухой канцеляризм, но это неплохо отражает суть в нескольких словах. Ну а как выцепить правильное учение и всех призвать к порядку в условиях идеологического хаоса?
Итак, имеется церковь, которой можно и нужно управлять. У церкви есть собственность, конкретные адреса, паспортные данные руководителей, учредители, записи в госреестрах, налоги, зарплаты, расписание богослужений и иных мероприятий. Удобство? Контроль? Да, и это неизбежно и не всегда плохо. Если какая-то община себе на уме, можно запустить аппарат административного преследования и, скажем, наложить штрафы за несоблюдение санитарных или эпидемиологических норм и требований, правил пожарной безопасности и каких-угодно правил еще. Можно постановлением запретить одной или сразу всем общинам проводить мероприятия в целях нейтрализации угроз.
Формализация – очень удобная и неизбежная штука. Она есть в церкви примерно столько же, сколько есть и сама церковь.
Новое время пришло очень быстро, практически одномоментно. 2020 год – поворотный или роковой. Все происходило настолько быстро, что на поворотах слегка подташнивало. Еще даже до введения формальных ограничений (пока что в воздухе начинали зависать только некоторые рекомендации) многие большие и маленькие городские церкви объявили о переходе в онлайн и закрытии богослужебных залов «до особого распоряжения». И ведь все правильно! Церковь первой должна заботиться о здоровье горожан, быть в авангарде борьбы с эпидемиями, вспоминая раннехристианские поколения верующих, которые шли в города, когда все остальные оттуда бежали из-за чумы. Шли, потому что надо было служить, помогать умирающим даже ценой собственной жизни. Возможно, нынешние самоограничения церкви и есть то же самое по аналогии? Но видимая часть другая. У многих из нас было ощущение, что церковь спряталась и самоустранилась первой. Как раз из-за опасений преследований, штрафов и судов. Не все общины, но многие так поступили. И я ни в коем случае не осуждаю такой подход. Спросите меня «как правильно?» и я скажу, что не знаю. Такое – в первый раз, и нас всех застали врасплох. Разгребать и анализировать произошедшее будем еще долго.
Но вот никак не могу отделаться от мысли (и боюсь, что не один я такой), что церковь в условиях пандемии 2020 очень резво показала собственную ненужность. Оказалось, что мы можем перестать встречаться на богослужения и… ничего не изменится. Люди продолжат заниматься своими делами, высвободив еще полдня для своих занятий. Просмотр «онлайн богослужений» превратился в блуждание по ютуб-церквям. Заходишь посмотреть трансляцию «своей» церкви, а там предложение на любой вкус: у кого интереснее и краше. Да, новая реальность. Да, неизбежность. Хороший опыт, может многому научить.
Да, конечно, церкви вернутся к обычному графику и образу жизни, но странное послевкусие «ненужности» останется надолго. А что если вся эта церковная жизнь необязательна, и многие эту необязательность распробовали и им понравилось?
Тут вскрывается достаточно очевидная штука. Если церковь – мероприятие, то она и впрямь необязательна. Она может собираться, а может и не собираться без ощутимых последствий для ее последователей. Интим каталог проституток индивидуалки Екатеринбург Сохрани, чтобы не потерять Мероприятие может быть, а может и отмениться. Ничего страшного. Хорошо, что мы это поняли.
Но ведь церковь – это все же не мероприятие. Это явление, которого не отменишь. Вскрылась еще одна важная вещь: если вера – это сущностное явление для тебя, если церковь – явление, частью которого ты являешься и которое есть часть тебя, то этого нельзя у тебя отнять постановлениями, изменениями графиков богослужений или замками на церковных дверях.
В подобных ситуациях еще более важное значение обретают неформальные группы и сообщества христиан, а ведь таких очень много, и они никак не регулируются и не формализуются. Эти сообщества полностью саморегулируемые. И люди в них присутствуют только потому, что это нужно им самим.
Людям нужно быть в сообществе, они тянутся друг к другу, группируются вокруг лидера или идеи, ну или просто потому что им так нравится. Это и есть церковь как явление. И безусловно, одними из таких сообществ являются христианские каналы, СМИ, радиостанции. Одним из таких сообществ стало Свободное радио – христианская радиостанция, которая стала для многих людей центром притяжения. Даже когда из дома можно было выйти только по паролю, большое сообщество верующих людей было совсем рядом. И там было и есть все: музыка, молитва, проповедь, учение, короткие созидательные мысли и истории, общение. Именно в самом начале пандемии мы создали богослужение Свободного радио каждое воскресенье в 9, 13, 16 и 20 часов по московскому времени. И когда церкви снова стали возвращаться к обычному образу жизни (пусть даже и ненадолго), мы продолжили проводить богослужения на радио. Попробуйте, возможно и вам тоже это будет полезно. Встречаемся каждое воскресенье в эфире Свободного радио.
И последнее. Поддерживайте друг друга в жизни и вере. Это только кажется, что каждый сам за себя и всех все устраивает. На самом деле, мы нужны друг другу. Вы не представляете, как много людей нуждаются в вашем добром слове и молитве! «Христос – в вас!» Дмитрий Ватуля
Со-основатель Свободного радио
https://svobodnoe.fm