Время сегодня неспокойное, людям тревожно, а многим и вовсе страшно. Должны ли мы всячески гнать тревоги и страхи, или нужно их просто пережить, как и всем людям?
Обычно мы не хотим надолго зависать в ощущении тревоги, а долгая жизнь в страхе вообще действует на нас разрушительно. Люди всячески стремятся решить жизненные ситуации так, чтобы вернуть себе состояние комфорта и покоя.
Неизвестно еще, что с нами случается чаще: тревоги или покой. Но то, что страшно и тревожно бывает нам всем, это факт: мы тревожимся о нашем здоровье, о наших семьях, о работе, о том, что было вчера и о том, что будет завтра.
Нас сильно пугает наше будущее, потому что мы даже условно не можем предположить, что нас ждет.
Кто бы еще год назад мог предположить, что в 2020 году будет новая хворь, которая не только запрет нас дома на неопределенный срок, но и протекать будет непредсказуемо, если заболеешь.
Кто бы мог знать, что из-за вируса многие потеряют работу, упадут доходы, а цены и дальше будут упрямо ползти вверх? Хотя цены да – тут ничего удивительного. Уже понятно, что в Москве в Рождество не будет торжественных собраний, гуляний, ярморок. Скорее всего, Рождество мы будем праздновать онлайн. И когда все эти ограничения завершатся, мы не знаем и никто этого не скажет.
В общем, тревожно нам всем.
Но что если сам Бог ведет нас на самые тревожные и страшные территории нашей жизни? Возможно ли такое? И как же нам тогда быть?
Вот об этом давайте прочитаем текст из евангелия от Марка 10:32-34.
Теперь они держали путь в Иерусалим. Впереди шел Иисус. Ученики были в тревоге, а их спутникам было страшно. Иисус отвел в сторону двенадцать учеников и стал им говорить, что с Ним будет: Вот мы идем в Иерусалим. Сына человеческого отдадут в руки старших священников и учителей Закона. Они осудят Его на смерть и отдадут в руки язычников. И те будут над Ним глумиться, будут плевать в Него, бичевать и убьют. Но через три дня Он воскреснет.
До этого момента ученики, в основном, ходили со своим учителем в окрестностях Галилейского моря, он их учил, они видели его чудеса, силу, мощь. В них крепла уверенность в том, что он и есть тот самый обетованный предводитель, который объявит войну римской армии, иудейской знати, коррумпированному священству, одержит сокрушительную победу, триумфально взойдет на престол и подчинит себе весь мир.
Но вот настал момент, и Иисус уже на пути в Иерусалим. Должно быть, ученики ждали этого похода. Но когда оказалось, что они действительно туда идут, они озирались по сторонам и чувствовали, что это совсем не то, чего они ожидали. С ними нет армии света, доспехи не сияют, нет копий, щитов, мечей и боевых коней. Есть только Иисус, ближайшие ученики и еще небольшая группа людей, которые явно тут не для того, чтобы обнажить мечи и ринуться в бой. И даже ни одного отряда головорезов-зелотов с ними нет.
Марк говорит, что им было тревожно и страшно. Глагол, описывающий состояние тревоги, тяжелой тоски, появится в Евангелии снова – на этот раз в сцене Гефсиманского борения. Настолько тревожно и страшно им было.
И надо сказать, им было чего бояться. Они слышали, как римляне расправляются с любой даже слабо организованной группой людей, которые могли бы спровоцировать бунт. Они бы, скорее всего, просто положили бы там всех до одного, а предводителю либо отрубили бы голову на месте, либо приговорили к распятию. Все это ученикам было хорошо известно, а они шли безоружные и неспособные вести никакую боевую деятельность, даже партизанскую.
И если раньше ученики могли браво размахивать своими полномочиями апостолов, то теперь им точно было понятно, что если так пойдет и дальше, их просто размажут по камням жаркой Иудеи.
С каждым шагом им все страшнее, по мере приближения к Иерусалиму тревога нарастает.
Иерусалим – форпост власти Рима, священников, аристократии. Там храм – центр не только религиозной, но и административной, политической, экономической жизни. Со всякими вольнодумцами там расправлялись быстро и эффективно, карательная методика отточена, как жертвенный нож в руках священника. И если ты пророк, скорее всего, именно в Иерусалиме тебя ждут страдания и смерть. Иерусалим уже неоднократно встречался в Евангелии, и каждый раз это был центр вражды к Иисусу.
Но как бы тревожно им ни было, они вынуждены идти, потому что их учитель и вождь идет вперед и не намерен поворачивать. Иисус идет впереди, как и полагалось учителю, но этим подчеркивается и Его добровольный сознательный выбор.
В этом повествовании так и ждешь момента, когда Он вдруг остановится, повернется к ним и скажет: “Ну чего вы перепугались? Все будет хорошо, даже замечательно. У меня есть план, мы обязательно победим и воцаримся. С нами будет Бог и его ангелы, и еще несколько сочувствующих нам армий. Мы захватим храм, очистим его и восстановим истинное богослужение. Перебьем всех язычников-захватчиков, откроем казну и установим царство Божье, восстановим империю Давида и Соломона, а потом и весь мир падет к нашим ногам. Не переживайте, не беспокойтесь. Все будет хорошо!”
Но вместо этого Иисус говорит совершенно другие вещи и как будто только усугубляет и без того трудные обстоятельства. Судьба Его окончательно определена: Он идет на смерть. Можно считать, что с этого момента начинается повествование о страданиях Господа. Иисус уже в третий раз предсказывает свою смерть и излагает содержание шести актов этой Божественной драмы: арест по приказу Синедриона, передача в руки язычников, то есть римлян, приговор, глумление, смерть, воскресение.
Да, Иисус предрекает победу, но сначала страдания. Сначала должны осуществиться самые страшные ожидания. Одиночество, боль и смерть. Это вряд ли могло укрепить учеников, но все же они должны были знать правду, зачем и почему Иисус идет в Иерусалим именно так.
И им это было совершенно непонятно. Его путь предрешен, он уже обречен, и это никак не укладывалось в их представления о торжестве Царства Бога. Но у Бога всегда свое представление и именно его он осуществит.
Нам тоже тревожно. Нам тоже страшно. Мы боимся и смерти, и болезни, и бедности, и одиночества, и боли. Но нам нужно понять, что Бог нас ведет именно туда, где нам нужно оказаться, даже если мы этого не понимаем.
Да, не понимаем, но нужно доверять. Что должны были делать ученики, даже если многого не понимали? Продолжать идти за Иисусом, продолжать ему верить и доверять. И Бог не всегда нас успокаивает, он понимает наши тревоги, но призывает нас идти за ним, даже когда страшно и тревожно.
Да, Иисус рисует не радужное будущее, но есть и последнее слово, истинная Божественная цель – преодоление смерти, воскресение.
Как бы ни складывались обстоятельства нашей жизни, как бы страшно и тревожно нам ни было, Бог об этом знает. И хочет одного: чтобы мы продолжали ему верить, продолжали доверять и шли вперед, даже когда колени подкашиваются.
Как бы боязно ни было, каким бы неопределенным ни было наше будущее, мы с вами, братья и сестры, все равно будем верить Богу и действовать по его воле. Даже когда все хуже некуда, мы будем доверять его словам и жить с надеждой, продолжать любить его и тех, кто рядом с нами. И если надо, опустимся на дно океана скорбей, чтобы выйти из воды крещения воскресшими.
Дмитрий Ватуля
Свободное радио
svobodnoe.fm